Интервью — разговор с потенциально интересным аудитории собеседником. В нем интервьюер задает вопросы, а интервьюируемый на них отвечает. Условно можно выделить два подформата: интервью-рассказ и интервью-дискуссия.
В первом главное, чтобы человек рассказал новое и неизвестное. Такое интервью не обязательно делать в формате вопросов и ответов. Их хорошо читают и в виде монологов.
Во втором формате главное взглянуть на известное под новым углом, подвергнуть сомнению и проверить на прочность. Здесь подходит только формат вопросов и ответов.
— Говорят, вы ставите не тот спектакль, которым можно гордиться?
— Но мы ставим и гордимся, и вообще всех вертели.
Подготовка
К обоим вариантам надо по-своему готовиться.
В первом — составить примерный стержень истории из того, что удалось узнать о собеседнике, и представить, как бы в идеале хотелось, чтобы спикер о себе рассказал. По этому стержню легче придумать вопросы.
Во втором — изучить надо тоже все, но искать не новую историю, а слабые места в известном. Здесь нужны не только вопросы, которые двигают историю и закрывают белые пятна, но и провокационные тезисы со знаком вопроса.
— Тесла — говно, а Маск нас обманывает. Что думаешь про это?
— Я не думаю, я бью в репу.
Есть мощный тип вопросов, с которым лучше быть осторожнее — мысленные эксперименты. Это позволит спикеру пофантазировать, порефлексировать и раскрыться. Но не все это любят — и отвечать, и читать.
— А что, если бы мир сложился так, что социальные сервисы и приложения для фоточек не приносили денег — чем бы вы занимались?
— Тем, что их приносит.
Разговор
Разговор лучше записывать на два девайса, чтобы всегда был бэкап.
Идеальный темп: один повествовательный, два уточняющих вопроса.
— Расскажи про идею квантового коагулятора блошиного вымени. (двигаешь спикера дальше по истории)
— А как он вообще устроен? (останавливаешь и просишь разжевать)
— Почему именно блохи, а не тюлени? (и еще немного, но не увлекаясь)
Если вопросы в ходе разговора стали неактуальными — выкидывайте на ходу. Если появились новые — лучше быстро их записать, пока слушаете ответ, и задать потом, чтобы не перебивать. Или когда будет более подходящий момент. Если в разговоре появилась симпатия к спикеру и вдруг расхотелось спрашивать неудобное — надо дать себе по щеке и все равно спросить.
Редактирование
Расшифрованный разговор надо разобрать на куски и собрать заново. В тексте должна быть линейная последовательность, собранность всех мыслей по своим местам и никаких повторов. Каждая тема вытекает из предыдущей.
Начало должно быть как можно ближе к сути разговора. Никаких приветствий, знакомств, вводных вопросов и экспозиций. Все, что читателю надо знать перед интервью, лучше вынести в лид. Начинать интервью, как будто читатель подключился к разговору на пару минут позже начала — это нормально, модно и молодежно. Как у Джека Лондона.
Если при сборке и разборке текста фрагмент не влез в архитектуру и мешает повествованию, сделайте рерайт слов спикера и вынесите рассказ об этом в цитату.
Концовка, как и начало, должна быть без разговорного мусора, вроде прощаний и благодарностей за беседу.
Когда архитектура готова, можно переходить к косметике.
Вопросы автора должны быть короткие, не больше одной строки. Надо убрать из них абсолютно все разговорное.
Двойные вопросы тоже лучше разбивать.
С разговорными оборотами в словах спикера так жестоко воевать не надо, ему можно. Но можно удалять лишние части речи, исправлять инверсии и пересобирать хронологию повествования.
Оформление
Каждая реплика начинается с тире, а вопросы выделяются жирным шрифтом.
Если в интервью несколько собеседников, обозначаем имена так:
— Билл Гейтс (@username1): Нас тут много собралось, будем отвечать по очереди.
— Тим Кук (@username2): Хе-хе.
— Милон Маск: Что смешного?
Согласование
Гражданский кодекс РФ говорит нам, что интервьюируемый считается соавтором материала, выходящего в формате «вопрос–ответ», и его согласие на публикацию обязательно.
Кроме того — это просто здравый смысл, хороший тон и общепринятая практика. Раз мы так вольно обращаемся с речью спикеров, то лучше показать им текст перед публикацией. Но просьбы переписать, изменить смысл, сгладить формулировки и все в этом духе отвергаем до последнего. Без вопросов исправляем только фактические искажения.
Часто согласованием занимается не сам собеседник, а его PR-служба. Вот как можно убедить пиарщика, если он пытается добавить в текст то, чего не было, или наоборот — что-то выкинуть:
объяснить, что PR-служба не имеет права писать свой текст вместо того, который был записан — это нарушение вашего авторского права и их босса;
в борьбе за факты использовать простой аргумент — вот это человек говорил, а вот этого не говорил;
объяснить, что нельзя выбрасывать вопросы — это объект редакционного авторского права.
Согласовывайте только само интервью, без лида и заголовка.