TOP
Дата мероприятия: 27-09-2024 г.
Бесплатно: Мероприятие доступно к бесплатному посещению.

Описание

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную жанру фортепианной сонаты в творчестве немецкого композитора Людвига ван Бетховена.
Интерес Бетховена к фортепианной сонате был постоянным на протяжении творческого пути. Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции.
Каждая бетховенская соната – это новый шаг вперед в освоении выразительных ресурсов фортепиано, тогда еще совсем юного инструмента. В отличие от Гайдна и Моцарта, Бетховен не обращался к клавесину, признавая только фортепиано. Его возможности он знал великолепно, будучи великолепным пианистом.
Пианизм Бетховена – это пианизм нового героического стиля, в высшей степени насыщенный идейно и эмоционально.
Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего в сонатной. Именно сонатная форма в наибольшей степени отвечала характеру бетховенского мышления.
У Бетховена фортепиано впервые зазвучало как целый оркестр, с чисто оркестровой мощью. Фактурная многоплановость, сопоставление далёких регистров, ярчайшие динамические контрасты, громады многозвучных аккордов, богатая педализация – всё это характерные приёмы бетховенского фортепианного стиля.
Фортепианные сонаты Бетховена поднимаются до уровня симфоний и в отношении гражданской значимости идей, ничуть не уступая симфониям. Их образный мир разнообразен. Мятежные порывы соседствуют здесь с сокровенными лирическими исповедями, моменты философских размышлений с картинами природы, суровые «роковые» образы, трагедийные конфликты с жизнеутверждающей героикой.
В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. В его творчестве традиционный сонатный цикл обновляется. Начиная со 2 сонаты, менуэт уступает место скерцо, хотя ещё не раз встретится в последующих сонатах. Поразительно разнообразие композиционных решений: в 12 сонате 1 часть написана в вариационной форме; в 13 - сонатное Allegro вообще отсутствует; 14, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в «Авроре» (№21) 2 часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу; в 19, 20, 22, 24, 27, 32 всего две части; в 1-4, 7, 11, 12, 13, 15, 18, 29 – четыре.
Многие бетховенские сонаты получили программное толкование. Но единственная программная соната Бетховена с им самим данными названиями частей («Прощание», «Разлука», «Встреча») – № 26. Кроме того, Бетховену принадлежит название «Патетическая», данное 8 сонате.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов сонат для фортепиано №1, 8, 14, 17, 23.

Источник: Культура.РФ
Расписание и стоимость
Детская школа искусств № 2 г. Старый Оскол
Белгородская обл, г. Старый Оскол, мкр. Олимпийский, 18
Начало: 27 сентября в 16:00
Длительность: 1 час

Похожие мероприятия