Описание
Пушкин написал «Полтаву» за две недели, Чайковский «Мазепу» – за два
года. Композитору-лирику сочинение монументальной военно-исторической
оперы на сюжет знаменитой пушкинской поэмы давалось нелегко. Недаром он
начал работу с большого дуэта Марии и Мазепы: его в первую очередь
волновала психология, а не политика. В дуэте участвуют сопрано
и баритон – редкий случай для оперного жанра, где партию возлюбленного
главной героини, как правило, получает тенор. Здесь это невозможно:
Мария юна, Мазепа стар. История кажется неправдоподобной, но она
исторически достоверна. Третий угол любовного треугольника занимает
Андрей – фигура, у Пушкина безымянная и малозначительная, однако в опере
необходимая. И все же накал страстей в «Мазепе» связан прежде всего не
с романтическим треугольником, организованным по принципу «любит – не
любит», а с отношениями между девушкой и двумя ее отцами – родным
и крестным, который святотатственно становится любовником своей
крестницы. В этом втором, куда более напряженном треугольнике два
старика схлестнулись за душу Марии, один из них проиграет и заплатит
жизнью, а девушка тронется рассудком – что даст возможность Чайковскому
завершить произведение типичной для романтической оперы сценой тихого
безумия героини. Драма любви и предательства разворачивается на фоне
обширной исторической панорамы с ярким украинским национальным
колоритом, хорошо знакомым Чайковскому: сестра композитора жила на
Украине. На сцене часто бывает многолюдно, народ гуляет, танцует, поет,
молится. Победоносное Полтавское сражение 1709 года Чайковский
живописует в эффектном симфоническом антракте к третьему акту.
Свойственный
«Мазепе» исторический размах воплощен в Мариинском театре во всем
великолепии. В 2019 году театр отметил необычный юбилей: «Мазепа» прошел
в пятисотый раз. Нынешний спектакль – капитальное возобновление
постановки 1950 года. Лауреат Сталинской премии режиссер Илья Шлепянов
и известный советский театральный художник Александр Константиновский
создали эталон «большого стиля», вполне соответствующий музыке этой
оперы. Здесь панночки чернобровы, а казаки носят шаровары; наряды
расшиты жемчугами, оторочены соболями. Мощный оперный ампир «Мазепы»
особенно порадует поклонников традиционного театра; однако в качестве
аутентичного, тщательно отреставрированного памятника середины ХХ века
эта постановка может заинтересовать любую публику. «Мазепа» –
спектакль-долгожитель, который в почтенном возрасте не потерял ни
харизмы, ни силы, как и его титульный герой.