TOP

Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет!

Великий деспот. Живой классик. Юрию Григоровичу – 95 лет!

Роман с Краснодаром

Он начался в 1996 году после того, как Григорович ушел из Большого театра, где 30 лет служил главным балетмейстером. Это время сейчас называют «Золотыми годами Большого».

Провинциальная столица Кубани вдруг получает статус законодателя балетной моды. Все, к чему прикасается рука гения, в одночасье становится великим.

В Краснодаре он создает балетную труппу с нуля. 10 лет понадобилось, чтобы вырастить звезд, чьи имена теперь знают во всем мире. Сам бренд – балет Григоровича – уже гарантирует качество. Сейчас Краснодарский Театр балета носит его имя.

…Людская любовь, порой, принимает эксцентричные формы. Когда в декорациях средневековой башни на горе Ахун в Сочи ставили фрагменты трех классических балетов Григоровича под открытым небом, неожиданно перед автобусом, который вез артистов, выскочил мужик в пуантах и платье а-ля танец маленьких лебедей и стал неуклюже, но очень смешно исполнять балетные па, все сочли, что он пьяный. Оказалось нет, это был фанат великого маэстро из числа местных жителей, которого переполнял восторг и таким забавным способом он передал свою любовь. Кто-то в автобусе тогда произнес: «От великого до смешного – один шаг»…

Революция в русском балете

Именно так можно назвать вклад Григоровича в искусство. Он берется за сюжеты, которые, казалось бы, невозможно рассказать языком танца. Но какими, подумайте, балетными па можно передать кровавые ужасы времен Ивана Грозного, чтобы даже зарубежные зрители, не знающие русской истории, все поняли?!

Григорович придумал. И его постановку «Ивана Грозного» даже немилостивая к России зарубежная пресса назвала «монументальным шедевром».

Артист Григоровича должен уметь все. Казалось бы, какое отношение к балету имеет метание копья, а Иван Грозный это делает и, значит, надо артисту научиться и этому. Вообще, хореография маэстро не для слабаков, все его балеты исполняются на пределе физических возможностей. Спартака, например, в мире могут станцевать единицы, как, впрочем, и все сольные партии в его спектаклях. Если после выступления на сцене в других постановках артисты просто устают, то после балета Григоровича – буквально валятся за кулисами без сил.

Свой стиль

Самое удивительное, что Григорович – самоучка, его никто специально не учил режиссуре балета. Может поэтому его постановки так не похожи на то, что создавалось до и после него. Это абсолютный эксклюзив, который невозможно скопировать. Его стиль – непередаваем.

Свой первый балет он создал в 19 лет. Это был трехактный спектакль «Аистенок» - его сразу заметили по необычной манере танца. Про постановку даже рассказали в киножурнале, который показывали во всех кинотеатрах Советского Союза перед фильмом.

Григорович никогда не повторяется, даже воссоздавая свои старые балеты на сценах других театров. «Каменный цветок», впервые поставленный в 1957 году, имеет 9 версий – и все разные. Осталась неизменной только музыка гениального Прокофьева.

А ещё его спектакли очень ясны и понятны зрителю. Можно совершенно не разбираться в балете, но на постановке Григоровича ты никогда не уснешь и не скажешь, что чего-то не понял. В этом и кроется секрет его феноменального успеха.

Великий деспот

Так его прозвали в Большом театре. Григорович переделывает свет, перекраивает музыку, меняет артистов. Что это – творчество или своеволие? Деспотизм или строгость? Дисциплина или муштра? Называть можно как угодно, но, чтобы он не делал – результат оправдывает абсолютно всё!

Жесткий стиль работы Григоровича позволяет вытащить из артиста то, о чем он даже не подозревал, и артист выходит на новый уровень. Среди балетных существует даже поверье - если ты справился со спектаклем маэстро – ты сразу же переходишь в другое качество, ты можешь называться настоящим артистом.

Плисецкая говорила, что Григорович ставит балет под конкретного человека – другой просто не станцует. Так проявляется эксклюзивность, так возникает магия искусства.

Создавая свои спектакли, Григорович не щадил никого – все работают по полной. Его замечания - едкие, порой язвительные, но всегда по делу. Цискаридзе вспоминал, что, если артист опаздывал на репетицию – он второго шанса не давал.

В 90-х в Большом театре кипели страсти. Были даже забастовки, письма руководству страны «за» и «против». Получил огласку диалог Григоровича с примой театра:

Она: - Можно танцевать и в пятьдесят.

Он: - Танцевать можно, смотреть нельзя.

Зритель – вот единственный, кому поклоняется Григорович.

Новогодняя традиция

Наверное, символично, что человек, который коренным образом изменил балет, родился в Новый год. В этот праздник мы все смотрим «Иронию судьбы» по телевизору, а те немногие счастливчики, которым удается достать билет в Большой театр - смотрят «Щелкунчика». И этой традиции уже много лет. Григорович придумал самую популярную версию этого волшебного спектакля. Самый новогодний постановщик, родившийся в ночь на 2 января...

Монологи маэстро из интервью

«Есть немного людей, к оценке которых я могу прислушаться. Совсем немного».

***

«Я стараюсь быть на высоте своей профессии. Делать то, что тебе хочется, это раз. И не делать того, что тебе не хочется, это два. И работать как можно больше, потому что это единственное что как-то примиряет тебя с тем, что называется жизнь. Это три».

***

«В советские времена наши театры выезжали за границу, мы показывали действительно лучшее, что у нас есть. А сейчас появилось очень много мелких антрепризных коллективов, которые приглашают себе в труппу бывшего солиста Большого или Кировского театра, давно уже вышедшего на пенсию, и пишут аршинными буквами на афише: «Гастроли Большого театра с участием такого-то солиста…» А весь остальной состав весьма невзрачный. Представляете, какое впечатление будет у публики? Подобные гастролеры очень сильно компрометируют высокую марку отечественного балета».

***

«Я не жалею, что ушел из Большого театра. Ему нужно было отдавать все свое время, с утра до ночи, – только тогда получался какой-то толк».

***

«Проблема отношений для меня не в том, чтобы с кем-то не встречаться. А в том, что мне не с кем уже встречаться – никого не осталось из моих любимых близких людей, собеседников, кому я мог позвонить и был уверен, что меня выслушают и поймут. Просто посидеть за разговором, понятным одним нам, доспорить, досказать прерванное. Я это любил. Правда, редко удавалось. Ни на что кроме театра времени не оставалось, он поглощал полностью. Такое впечатление, что вошел в него ребенком в 1940-х годах и вышел седым старцем в следующем веке». 

Вино – только из винограда, пенсии – без заявления. Не проспи смену законов!
«Черт возьми, Гарри, почему мне так плохо?!» или куда делось 1 января?
Необычные идеи для Нового года: зажечь с Песковиком или Песковикессой на зимнем пляже Черного моря
НЕОБЫЧНЫЕ ИДЕИ ДЛЯ НОВОГО ГОДА: утонуть в Галерее света АБРАУ ДЮРСО и воскреснуть у прекрасной лозы
ФИТНЕС: как индустрии здоровья не захлебнуться в очередной волне пандемии с QR-камнем на шее?
Велик и смешон: НИКУЛИНУ - 100!
2
0
Навигация700
В избранное
Поделиться

Читайте также:

Комментарии

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите или Зарегистрируйтесь
Чекуда