Сенсация: 45 лет назад сочинская яхта прорвала железный занавес с моря
1 февраля 2022 года сочинские яхтсмены-любители вышли на очередной этап круглогодичной регаты, которая завершится в декабре. Участвовать в ней могут только новички – лишь у рулевого допустим самый квалификационный минимум. Иначе – снимут баллы.
Причал морпорта буквально «кишит» яхтами. И никто не знает, что в этом году исполняется ровно 45 лет, когда впервые в Краснодарском крае, да и во всём тогдашнем рэсэфэсэре с берегов Сочи был прорван с моря «железный занавес». 15 июля 1977 года ровно в 13.00 с мелководного причала без всякой шумихи отошла небольшая яхта «Надежда» проектного института «Южгипрокоммунстрой». Её экипаж состоял из пяти человек: А. Шибаев (капитан), В. Гвоздев, В. Ларичев, И. Межевикин и Ю. Мирнов.
Ребятам разрешили своим ходом «сгонять» за границу - в болгарскую Варну – небывалый по тем временам случай. Говорят, путь яхте за пределы РСФСР пробивал лично первый секретарь крайкома партии. Потому что загорелся мечтой этих парней – к слову, политически грамотных романтиков, воспитанных на «Алых парусах» Грина.
А теперь – сенсация! Наша редакция впервые публикует отрывки из дневника одного из участников этого морского похода – Юрия Федоровича Мирнова, закончившего свою трудовую карьеру главным инженером «Южгипрокоммунстроя» и, кстати, спроектировавшего многие важнейшие объекты курортного города.
Сбылось!
Наша яхта – небольшое суденышко 7,5 метров длиной и 2,5 – шириной, высота борта над водой – всего метр. Вода – совсем рядом. Внутри передвигаемся только согнувшись, зато имеется пять спальных мест, камбуз, штурманский столик. Даже есть плафоны освещения от аккумулятора в 12 вольт. Но самое главное – паруса! Их у нас два – режут небосвод мощным клином, а также грот и стаксель. Высота мачты – 10 метров.
Мы – это пятеро инженеров-проектировщиков сугубо сухопутных специальностей, и мы – в отпуске! Представляете – очень захотелось переплыть Черное море, раз уж родились и живем здесь. Решили себе доказать, что даже в век электроники можно покорять моря, лишь на свои собственные силы.
…Паруса наполняются ветром, и яхта набирает ход. На берегу остались «боевые подруги», дети, друзья.
Море. В это время оно особенно синее. Вдаль уходит береговая линия. Ветер встречный, «вест». Идем галсами. Волна – 2-3 балла, разбивается о яхту мириадами солнечных брызг.
…К Лазаревскому подошли уже в темноте. Бросили якорь. Хотя можно было бы плыть и дальше, но пограничные правила пригвоздили к причалу.
…Едва забрезжил рассвет – спешим дальше. С восходом солнца начинаем отогреваться от ночной сырости. В два часа дня ненадолго «заштилевали». Воспользовались вынужденной стоянкой, искупались в кристальной воде.
Опасность
С юга стал крепчать ветер, волна растет. У причала «Архипо-Осиповка» пришвартовались к водолазному катеру «Бриз». Ветер усиливается, волна – уде до 4-х баллов. По очереди отталкиваем яхту от «Бриза», чтобы не разбило. Теперь уже налетел настоящий шквал: дождь, молнии, гром, ветер – всё и сразу.
В таких случаях легче «перештормовать» в море или у открытого причала, но нам не разрешили – снова жесткие пограничные правила!
К счастью, обошлось…
Ещё один «Бриз»
Впервые шли четыре часа, не видя берегов. Пользуемся компасом – по нему держим курс на запад.
Неожиданно замечаю обыкновенных белых мотыльков, самых что ни наесть «сухопутных». Летят с берега в море. Вот так явление! Зачем они здесь, где на многие километры им верная гибель?!
К вечеру на седьмой день путешествия подошли к грузовому причалу Феодосии. Это был, пожалуй, самый длинный переход – 85 морских миль за сутки. Снова встретили «Бриз», только не водолазный катер, а яхту из Куйбышева. Ребята идет в Одессу на гонки Большого Черноморского кубка, и до Ялты нам по пути.
В три часа ночи покидаем Феодосию. С нами вместе выходит и «Бриз». Ещё темно и движемся с ходовыми огнями. Скоро – Ялта. Там вечерами жарче, чем в Сочи, но воздух – суше…
Нейтральные воды
Наконец-то, 25 июля в 12 часов пополудни, после очередной нервотрепки и таможенного досмотра, берем курс в открытое море, на Варну. Кажется, мечты начинают сбываться. И «Надежда» мчит на всех парусах. Вот и первая ночь в открытом море. Взошла луна. Вкруговую по горизонту – дымка, ни звездочки, ни огонька. Зато верхняя часть неба усыпана ими. Вот Большая Медведица, вот – Полярная звезда. Определяемся с местоположением – все правильно. Верной дорогой идем на запад. Тишина. Только слышится шелест волн, отходящих от бортов.
Белая пена светится холодным, загадочным, фосфоресцирующим светом. Море пустынно. Ни одного судна вокруг. Упади человек за борт – подобрать некому. Двое суток шьем из брезента штормовой парус. Решили опробовать. Установили его вместо стакселя – работает. Ветер не меняется и дует прямо в лоб. Не пускает в Варну.
Дельфины
Они окружили нас со всех сторон. Стая – голов тридцать, не меньше. Крупные держатся поодаль, а молодняк выпрыгивает перед самым носом яхты, пересекает курс, кружит и все время старается нас обогнать. Остановились. Хочу прыгнуть в воду, но страшновато – всё же хищники. С акулой справляются враз. Но что-то не припомнил случая, чтобы нападали на людей. И решаюсь! Дельфины то ли из уважения, то ли из осторожности (мало ли чего от меня можно ожидать?!) – отстают от яхты.
Вот и Варна
Мы её уже видим, и она вся в огнях. Но где же порт? Куда подойти? С криком, походим на стон, перед яхтой с воды поднимается большая птица. Справа видна курортная зона. Высотные здания эффектно подсвечены яркими огнями: розовыми, красными, зелеными. Вот разорвался сноп разноцветных ракет. В городе какой-то праздник. Мы, конечно, шутим: салют в нашу честь!
Наконец-то видим порт, а справа – маяк. Пришвартовываемся к причалу яхт-клуба. Последний раз на земле стояли в Ялте. Более трех суток назад. Церемониал встречи оставили на завтра – устали. Спать, спать, спать…
Болгария
В честь нашего прихода на флагштоке яхт-клуба развевается красный флаг. Ого – как-то сразу хочется выпрямиться…
…Осмотрели курорты Албена и Золотые Пески. Сочинцев этим трудно удивить. Но размах впечатляет – небоскребы. И застройка неплотная – ничего не давит на человека.
Первую ночь за всё время похода провели не на яхте. Закроешь глаза – а тебя всё равно «качает», кажется, что под тобой по-прежнему катит море бесконечные ряды волн.
…Обратный путь в 600 морских миль от Варны до Сочи намереваемся пройти напрямую – не заходя в порты. Такие вот смелые планы. На борт «Надежды» нас провожают ставшие друзьями болгары. Душа здешнего яхт-клуба Пенко Живков даже вручает памятный вымпел – как посетившим Варну. Мы тоже в долгу не остались – отдаем буклеты и наборы фотографий о Сочи.
Домой
Ну, почему так не везет?! На Варну шли – ветер в лоб. На Сочи – по лбу. Хотя для паруса беда, когда вообще нет ветра. Мы же, хоть и галсами, но все же движемся вперед. В два часа ночи пересекли курс огромному сухогрузу. С него по нам лупанули очередью световых сигналов. Мы, конечно, ничего не поняли, но на всякий случай притихли. Разошлись благополучно.
Поняли: главная опасность для нас – столкнуться в открытом море с таким вот судном – переедет и даже не заметит. Поэтому бдим – стараемся не прозевать ходовых огней и постоянно держим поднятым на мачте отражатель для локаторов проходящих судов.
…Днем снова встречаем дельфинов. Я почти уверен – тех же самых. Рады, как старым друзьям.
Морские сирены
Что это? Вдали слышим трели соловья. Откуда они в море? До берега – миль двести, не меньше. Но явно слышны птичьи переливы. Да как выводят, шельмы, заслушаешься! Продолжался концерт часа два, потом стихло. Версия одна – это морские сирены, о которых сложена столько легенд. В море, да еще ночью, это уже не кажется мифом.
Ставридка
В пять утра заступаю на вахту. Светает. Штиль. Решаю забросить спиннинг. Грузило опустилось метров на пять и встало. Ага! Есть! Поднимаю леску – на каждом крючке – ставридка, сразу десять штук. Вот так улов! Забрасываю ещё и ещё (вдруг надоест?) – результат тот же. Значит, под яхтой косяк рыбы.
Ставридка – вкусная, сладкая, жирная. Сантиметров по 15-ть длиной. Одинаково хороша – и вяленая, и жареная, и в ухе.
За час наловил целое ведро. Тут же сварганили уху. Ничего вкуснее в жизни не ел!
Земля
Всю ночь шли с хорошим ветром и за 12 часов прошли 60 миль. Скорость пять узлов. К исходу дня увидели в дымке землю. Дальше движемся вдоль родных кавказских берегов, где-то на траверзе – поселок Лазаревский.
Побрили шестидневную щетину и спустились в кубрик на прощальный ужин. Подкрепившись, выходим на воздух. Ветерок в парусах слабенький, но мы и не спешим. До Сочи осталось миль 15, а нам лучше попасть в порт утром, когда там уже будут таможенники. Нас встречает сторожевой катер, и я поднимаюсь на его борт с документами.
В пять утра уже ясно виден северный мол сочинского порта. Последние приготовления.
И вот – десятого августа в семь часов сорок пять минут яхта «Надежда» пришвартовалась к родному причалу, от которого отошла двадцать шесть дней тому назад. С далекой Варны вступаем на свою землю.
Подготовлено к печати: Виктор Голубев, Евгений Матущак
Читайте также:
-
Приглашаем вас на встречу с ясновидящей Белатрис!
-
Пространство между Японским садом и открытой ранее прогулочной тенистой дубовой аллеей открыта к посещению.
-
В эту субботу есть возможность принять участие в необычном и увлекательном мероприятии - преодоление полосы препятствий.
Комментарии
Войдите или Зарегистрируйтесь