ФИНЛЯНДИЯ: здесь любят Ленина и живого Санту
ПАМЯТИ ЛАНДЕРА
Мы продолжаем серию путевых заметок сочинского журналиста, известного телерепортера Аркадия Ландера, ушедшего от нас 8 лет назад.
ФОТО: Norman Tsui on Unsplash
Одно из несомненных достижений нынешней России - наша открытость миру и открытость мира для нас. Пожалуй, на глобусе для «граждан триколора» больше не осталось белых пятен: мы можем побывать где угодно!
Но как-то так исторически сложилось, что больше нас тянет во владения непосредственных соседей. Это, видимо, закреплено в нас генетически! Ну, очень хочется заглянуть за забор, посмотреть, что нового у того, чье подворье примыкает к твоему: вольно или невольно пытаешься найти схожие черты и отличия.
Так получилось, что по роду деятельности для меня оказались доступными многие страны, особенно, имеющие выход к морю. Но больше всего почему-то тянуло в соседнюю Финляндию: уж больно разноречивые мнения высказывали те, кто побывал в этой небольшой стране, бывшей ещё не так давно (по историческим меркам) северо-западной провинцией России. Да и отношения у двух частей былого целого складывались в XX веке причудливо: приступы братской дружбы перемежались с серьезными обострениями, вплоть до войны! При этом географически и духовно близость не прерывалась.
Итак, Финляндия. Моя задача – снять фильм о возможности сотрудничества двух государств, проехав «страну озер» с севера на юг вдоль вертикальной оси Скандинавского полуострова.
ФОТО: Tapio Haaja on Unsplash
Первое, что удивило. Огромное количество муниципального жилья. В основном, это небольшие квартиры, принадлежащие либо городу, либо поселению, но в которых даже за свет и телефон деньги съемщику платить не приходится. Обычно здесь живут те, кто признан хроническим больным. А главная болезнь в Финляндии - алкоголизм. И законом любому муниципальному образованию государство предписывает всестороннюю заботу о таких людях.
Интересный момент. Меньше алкоголиков в Финляндии не становится. Но и больше - тоже! Полагаю, что по этому среднедушевому показателю мы уже давно финнов опередили, если судить по количеству «синюков» на наших улицах…
Общеизвестна истина: пьянство порождает криминал. Но, судя по всему, в Финляндии эта формула не работает. Неоднократно во время поездок к ним я пытался показать работу местных правоохранительных органов и, как правило, вся съемка – раз пять подряд – сводилась к одному сюжету. С трудом скрывающий зевоту дежурный офицер полиции туповато смотрел на мониторы камер, установленных в помещениях изолятора временного содержания. Помещений было много. Задержанных – не было вообще.
На английском, на русском и с помощью переводчика я упрямо задавал вопрос:
- А где же преступники? Неужели среди ста тысяч населения Рованиеми нет ни одного правонарушителя?
Офицер морщился. И все-таки вспомнил, что месяц назад старшеклассник без спросу взял отцовский автомобиль. А полтора года назад студенты устроили слишком шумную вечеринку…
И тут я победно указал на монитор: в одной из камер кто-то явно лежал на нарах!
Офицер смутился и признался:
- Да, это человек. Перепил. Попросился ночью погреться…
ФОТО: Tapio Haaja on Unsplash
Это выглядело бы комически, если бы не было повседневными реалиями жизни наших соседей.
Я, например, точно не ожидал, что почти в каждой финской семье, в каждом доме обнаружу портрет Ленина. При этим никаких признаков любви к коммунизму и желания всё поделить – нет и в помине!
Объяснение последовало очень простое. Причем, дал его один из самых богатых людей Финляндии, владелец крупнейшего в Европе целлюлозно-бумажного комбината Пенти Рауталанта, в кабинете которого, на стене, Владимир Ильич был намалеван в полный рост:
- А чего ты удивляешься? Он же нам вовремя отпустил, позволив идти своей дорогой! И за этот поступок его уважают.
С точки зрения среднестатистического россиянина, среднестатистический финн – вечный ребенок. Он верит всему – телевидению, радио, газетам, правительству, соседям, приезжим, словам и обещаниям. Приведу убойный пример.
Проезжаем реку Мимин-Йоко. Смотрю – у берега стоит драга. На берегу – дом на колесах.
Водитель нашего микроавтобуса Эрки на приличном русском объяснил:
- Это кто-то из местных старателей моет золотишко.
- А нельзя ли снять это на камеру и взять у него интервью?
Эрке направил машину прямо к домику. Стучимся.
ФОТО: Maria Vojtovicova on Unsplash
Выходит рыжебородый детина в брезентовой куртке и болотных сапогах. Цель нашего визита понял мгновенно и радостно закивал, вытащив на порог огромную колбу, набитую золотой пылью и замшевый мешочек с самородками не меньше чем на полкило.
Вы представляете, чтобы наш старатель вам такое радостно продемонстрировал?! Что место его работы и проживания не обнесено частоколом с колючей проволокой под током и охранниками, не понимающими никакого языка, даже русского! С таким количеством золота – и ничего не бояться?!
Может это потому, что финны до сих пор верят в сказки? Во всяком случаеЮ для любого из них Санта-Клаус – реальный персонаж. Одно и то же лицо – для всех! И когда мне в голову пришло взять интервью у него, то финский журналист, обеспечивающий наши съемки, сказал:
- Завтра в полдень это можно будет сделать. Его специально отзовут из отпуска, чтобы он смог с вами пообщаться.
ФОТО: Niilo Isotalo on Unsplash
На следующий день ровно в полдень (а дело было в разгар лета) мы прибыли в резиденцию Санта-Клауса под Рованиеми. Первое, что бросилось в глаза – множество компьютеров, за каждым из которых сидел «гном». Я насчитал 12 красных колпаков. Выяснилось, что это – штатные помощники волшебного дедули. И они здесь обрабатывают многочисленную почту со всего мира. А сам Санта уютно устроился в огромном кресле, положив на колени ноутбук, по клавиатуре которого его пальцы сновали с профессиональной скоростью.
Я его вначале даже пожалел: лето, жара, влажность – а он в таком зимнем прикиде: с усами, с бородой, в парике и шубе. Никакой кондиционер не поможет! И решил дать ему лазейку, оправдаться, но он игры не принял и на мой вопрос легко ли быть Санта-Клаусом, четко доложил:
- А я за четыреста лет привык…
И в этом проглядывал неукротимый финский характер. Ведь мало кто знает, что маленькая страна, покрытая голубыми веснушками озер и зелеными потеками болот, добилась в электронике таких успехов, что сами японцы облизываются. Возьмем, к примеру, мобильный телефон Nokia – популярный в России бренд.
Но мало кто знает, что видео- и аудиотехнику фирмы Solara специалисты ставят выше самых крутых японских фирм. И потому, что делается под заказ, и потому что в режиме ручной сборки, и потому, что ее параметры гораздо выше, чем у самых раскрученных моделей. Другое дело, что выпускают эту технику финны небольшими партиями. Но в самых фешенебельных европейских отелях, в самых дорогих номерах, для самых продвинутых постояльцев - установлена аппаратура именно этой марки.
ФОТО: Joakim Honkasalo on Unsplash
Меня все время мучает вопрос. Мучает и сейчас. Пьем не меньше финнов… А живем хуже. Может, они гораздо выгоднее сдают пустую посуду?
Но если отбросить горькую иронию, то можно понять: у маленькой страны есть большие заповеди, которые она никогда не нарушает. Первое – любовь к природе. В Суоме нет экологически неблагополучных мест. Второе – любой бизнес обкладывается налогом в пользу малоимущих и инвалидов. Третье – во главе всего, что происходит в стране – человек: не может быть выгодным для страны в целом то, что невыгодно для отдельно взятого финна! Я – неисправимый оптимист: все равно мы когда-то придем к этому.
Аркадий ЛАНДЕР
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ:
НОРВЕГИЯ: и пьют, и курят здесь по-русски!
ФОТО: Mira Kemppainen on Unsplash
Читайте также:
-
Приглашаем вас на встречу с ясновидящей Белатрис!
-
Пространство между Японским садом и открытой ранее прогулочной тенистой дубовой аллеей открыта к посещению.
-
В эту субботу есть возможность принять участие в необычном и увлекательном мероприятии - преодоление полосы препятствий.
Комментарии
Войдите или Зарегистрируйтесь